Несмотря на широкое распространение Китая После запрета на криптовалюты местные таланты в сфере web3 тихо процветают, и многие из них выходят за пределы страны.
От предложения криптопроизводных продуктов до создания игр NFT — китайские предприниматели в сфере web3 широко представлены во всем мире. Мы поговорили с дюжиной китайских основателей и инвесторов, чтобы узнать, как эта группа пытается построить глобальный бизнес в сфере web3, сохраняя при этом свои корни в Китае и используя в своих интересах обильные технические таланты родной страны.
Многие из них просили об анонимности. Некоторые не хотят привлекать внимание властей, потому что нет четких правил работы в Китае и обслуживания зарубежных пользователей, а другие хотят избежать ярлыка «китайца» в то время, когда геополитическая напряженность Китая с Западом накаляется.
Исследовательское состояние
Многие считают, что в нынешнем состоянии Интернета, или web2, чрезмерно доминируют централизованные, стремящиеся к ренте корпорации, такие как Google и Meta. Частично привлекательность web3 заключается в том, чтобы вернуть Интернет с помощью технологий распределенного реестра, таких как блокчейн, которые обещают обеспечить большую децентрализацию и владение пользователями.
Криптовалюты и невзаимозаменяемые токены — два популярных приложения блокчейна, которые привлекли миллиарды долларов инвестиций, но они далеко не единственные варианты использования технологии.
Китай все еще выясняет, чего он хочет от web3, но он явно не хочет упустить свой шанс. В 2019 году президент Си Цзиньпин лично поручился за роль блокчейна в технологической революции.
Чего Китай не хочет, так это падающих цен на криптовалюты, которые всколыхнули рынок в последние месяцы. Похоже, это поощряет более контролируемую, централизованную версию web3 — блокчейн должен управляться доверенными организациями, а не анонимными компьютерами в открытой сети, и обеспечивать производительность в тех областях, которые правительство считает нужным.
Неудивительно, что Китай объявил вне закона первоначальные предложения монет и крипто-транзакции из-за их финансовых рисков, но есть серая зона, когда дело доходит до других приложений блокчейна. Хотя Китай предостерегает от использования NFT в качестве финансовых ценных бумаг, он переименовывает его в «цифровые предметы коллекционирования», которые можно купить только с использованием фиатной валюты Китая в юанях, они имеют небольшую ликвидность и призваны продвигать защиту авторских прав.
Некоторые китайские разработчики web3 следуют указанию, указанному выше, и присоединяются к созданию инфраструктуры для цифровых коллекционных предметов. Другие варианты использования также получили одобрение правительства. Финансовая дочерняя компания Alibaba, Ant Group, например, разработала множество сервисов блокчейна для таких целей, как использование блокчейна для проверки судебных доказательств и отслеживания цепочек поставок продуктов питания в целях безопасности.
Некоторые утверждают, что криптовалюта, которая рассматривается как средство сбережения, похожа на основные активы web3. Без этого web3 не сможет работать в полную силу. Те в Китае, кто придерживается этой точки зрения, в основном сосредоточили свое внимание за границей, обслуживая международных пользователей и привлекая средства от оффшорных организаций.
Обильный талант
За последние несколько лет десятки китайских стартапов web3 переместили свои предприятия за границу после подавления криптовалюты в стране, но они не отказываются напрямую от Китая. Они следуют схеме, проверенной предыдущими поколениями технологических фирм: размещаются в офшорах, сохраняют некоторые операции в Китае и выходят на зарубежные рынки.
«Где еще вы найдете тысячи способных инженеров?» — говорит один китайский сотрудник криптобиржи, попросивший не называть его имени.
Китай сыграл ключевую роль в раннем развитии индустрии блокчейнов, породив целое поколение талантов, разбирающихся в криптографии. Некоторые из крупнейших в мире криптовалютных бирж, в том числе Binance, FTX, KuCoin, Crypto.com, OKX и Huobi, начали работу в районе Большого Китая. В Пекине была основана крупнейшая в мире компания по добыче криптовалюты Bitman. Китайский конгломерат Wanxiang был первым корпоративным инвестором Ethereum и породил криптоинвестиционный центр HashKey.
«Здесь семь миллионов программистов, и они снова и снова доказывают, что могут внедрять инновации», — говорит Герберт Янг, генеральный менеджер Dfinity в Азии. Компания со штаб-квартирой в Цюрихе, поддерживаемая a16z, искала проекты в Китае, которые можно было бы развернуть в ее сети блокчейнов, потому что страна предлагает «большой пул технических талантов».
Другие международные организации обращаются к Китаю по той же причине. Ethereum Foundation, организация, стоящая за второй по величине криптовалютой, спонсировала хакатон «ETH Shanghai», чтобы привлечь разработчиков к своей сети блокчейнов. Виртуальная версия мероприятия привлекла в этом году около 1000 разработчиков, из которых около 60% прибыли из Китая, по словам организатора мероприятия Mask Network, стартапа, который внедряет функции web3 на платформы web2.
Китайские криптофирмы, переезжающие за границу, пытаются взять с собой своих китайских сотрудников, но большинство из них прибегают к тому, чтобы сохранить некоторое присутствие в Китае. В то время как криптодружественные страны, такие как Сингапур, имеют политику привлечения иностранных талантов, местные органы власти часто устанавливают квоты для защиты занятости внутри страны. Сотрудники с семьями в Китае в первую очередь не хотят переезжать.
Для стартапов web3, пытавшихся нанять сотрудников в Китае в течение последних двух лет, время пришло. Стоимость криптовалюты достигла исторического максимума в прошлом году, когда Китай активно подавлял свою интернет-индустрию. Масштабные увольнения и урезанные зарплаты побудили многих работников таких компаний, как Tencent и Alibaba, искать возможности в сфере web3.
Другие добровольно увольняются с работы в известных технологических фирмах, чтобы оседлать волну web3, либо потому, что их привлекает технологический потенциал блокчейна, либо возможность быстро накопить богатство. Например, Ant Group, дочерняя компания Alibaba, занимающаяся финтех-технологиями, в последние месяцы потеряла десятки своих сотрудников из-за стартапов web3, как стало известно TechCrunch.
Создание пользовательского опыта
Не новость, что технические компании нанимают рабочих в Китае, обслуживая международных пользователей. У Zoom были сотни сотрудников отдела исследований и разработок в Китае до того, как западные СМИ поставили под сомнение безопасность его практики кросс-данных. Lazada и Shopee, принадлежащие Alibaba, противники электронной коммерции в Юго-Восточной Азии, также ведут значительные операции в Шэньчжэне, центре экспорта и технических талантов.
Для многих технологических фирм Китай остается желанным местом для найма благодаря десятилетнему головокружительному росту и конкуренции в интернет-секторе. Такие компании, как Alibaba, Tencent и владелец TikTok ByteDance, заслужили признание в Силиконовой долине и за ее пределами за инновации в своих областях.
«Китайские проекты отлично справляются с управлением и разработкой продуктов для бизнеса», — считает китайский сотрудник американского блокчейн-стартапа. «Они одержимы аналитикой данных и тратят много времени на доводку продуктов».
Сила Китая в web3 заключается не столько в создании базовой инфраструктуры блокчейна, сколько в разработке приложений для пользователей, считают несколько криптоинвесторов и предпринимателей.
«Ранние возможности в web3 заключаются в протоколах [infrastructure for blockchain applications]но в основном они решают транзакции, в то время как пользовательский опыт игнорируется», — говорит основатель блокчейн-стартапа из Гонконга.
«Китайцы очень хорошо умеют создавать пользовательский опыт. В конце концов, в Китае создана надежная экосистема web2», — добавляет он.
Китайские технические работники также известны как «трудолюбивые», считает Курт Ши, один из первых инвесторов приложения StepN, позволяющего зарабатывать деньги, и партнер Prodigital Future Fund, который ищет глобальные проекты web3, основанные китайцами. В то время как культура переутомления в технологическом секторе Китая в последние годы вызвала бурю негодования, другие видят в этом преимущество страны.
Например, StepN управляется основателями, эмигрировавшими из Китая в Австралию. Как и многие предприниматели в китайской диаспоре, он пользуется преимуществами своих первоначальных и приемных домов, сохраняя небольшую команду в Китае в составе своего международного персонала.
«Вот почему она может иметь круглосуточную поддержку клиентов, 7 дней в неделю, в то время как многие ее конкуренты не могут», — говорит Ши.
Культурная проблема
Несмотря на сильные стороны китайских стартапов web3, они сталкиваются с теми же проблемами, что и их предшественники web2.
TikTok, который стал пионером в области быстрого обмена видео, возможно, является единственной китайской потребительской интернет-платформой, добившейся глобального успеха за последние годы. Не имея значительного присутствия на местах в зарубежных странах, TikTok быстро взлетел благодаря алгоритмической машине обнаружения контента своего родителя ByteDance, разработанной в Пекине.
Но культурное понимание предпринимателей становится критически важным в Интернете3. Отрасль все еще находится в зачаточном состоянии, а это означает, что способность компании рассказывать убедительные истории является ключом к привлечению первых последователей. «Компании в web3 должны находить отклик у своих пользователей в культурном отношении», — говорит сингапурский основатель децентрализованной автономной организации (DAO), родом из Китая.
Web3, как говорят его сторонники, во многих случаях управляется сообществом. Технология, лежащая в основе блокчейна, имеет встроенную идею консенсуса. Например, DAO принимают решения на основе коллективного консенсуса своих сообществ.
Основанным в Китае web3-командам, которым не хватает языковых навыков для эффективной передачи своих идей или понимания других культур, может быть сложнее завоевать пользователей на новых рынках.
«Я видел китайские компании с хорошими продуктами, но они не знают, как общаться с международным сообществом», — говорит основатель DAO. «В web3 недостаточно просто иметь хороший продукт».